МАОУ "Гимназия имени Ю.А. Гарнаева"
г. Балашов Саратовской области
  • Профилактика и противодействие деструктивному поведению

    Система работы гимназии по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
     


    Цели:
    - предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся;
     - социальная адаптация личности ребенка в обществе.

    Задачи:
    1.    Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
    2.    Формирование законопослушного поведения детей и подростков;
    3.    оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
    4.    Выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
    5.    профилактика раннего семейного неблагополучия.

    Для реализации поставленных задач предполагается выполнение следующих функций


    Профилактическая функция.
    -    Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
    -    Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, обучающихся через групповую и индивидуальную работу;
    -    Учебные и практические формы работы (тренинги, семинары, круглые столы, родительские собрания, часы общения и т.п.) с обучающимися, родителями и педагогами.
    Защитно-охранная функция.
    -    Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
    -    Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
    -    Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта (работа ШСП).


    Организационная функция.
    -    Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и информирование систем профилактики по данным случаям;
    -    Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ПДН и др. специалистов профилактики;
    -    Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
    -    Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями;
    -    Организация и проведение школьных мероприятий;
    -    Обеспечение мер социальной поддержки семей (бесплатное питание, обеспечение одеждой);
    -    Организация досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования.
    Профилактическая работа образовательного учреждения осуществляется под руководством администрации гимназии во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов: Конвенции ООН, Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФЗ № 124 от 24.07.1998", «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ от  24.09.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», плана работы ОУ, локальных актов ОУ, регламентирующих профилактическую работу (Устав гимназии, положение о школьной профилактической комиссии, положение о постановке обучающихся гимназии на внутришкольный учет, положение об учете неблагополучных семей, положение об общешкольном Совете родителей).

    В системе профилактики деятельности гимназии можно выделить два направления:

    • Меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в мероприятия профилактической направленности. К подобным мероприятиям можно отнести тематические классные часы, проведение которых отслеживается администрацией школы, различные школьные акция, направленные на установку ЗОЖ и на воспитание правопослушной личности («Смени сигаретку на конфетку», выступление агитбригат, создание и расклеивание листовок, участие в районных и областных мероприятиях, конкурсы рисунков и др.), родительские лектории, тематические встречи со специалистами различной направленности не только с учениками, но и родителями, создание и работа отрядов ЮИД, ЮДП. Наряду с этим, в школе действует профилактическая программа «Правильный выбор». Занятия по этой программе проходят на классных часах, всеобучах, круглых столах и т.д. Данные занятия позволяют не только дать ребёнку необходимые знания, но и создают условия для самостоятельного выбора и принятия решения, обучают школьников культуре правовых отношений.

    • Меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними. Ведется и своевременно пополняется банк данных на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке; неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей либо жестоко обращаются с ними.

    Особое внимание в нашем учебном заведении уделяется работе с учащимися, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ОДН и ВШК.) Нужно отметить, что в процессе работы с данными несовершеннолетними в профилактических мероприятиях, так или иначе задействованы другие учащиеся.
     
        Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета. Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, замдиректора по УВР, школьный педагог-психолог. Особую необходимость в работе с детьми «группы риска» мы видим в обеспечении занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Мы анализируем занятость обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных клубах, факультативах. Согласно школьной программе «Одаренные дети», стараемся приобщить трудных подростков к занятиям в дополнительном образовании. Таким образом, обеспечивается занятость учащихся «группы риска».
    Немаловажная роль в работе с детьми отводится школьному педагогу- психологу и социальному педагогу. 
    Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет информационному сотрудничеству с социальными партнерами, выражающееся во встречах учащихся гимназии с представителями МВД, КДН и ЗП, представителями здравоохранения. В этом направлении отлажено работает система взаимодействия социальных органов.
    В гимназии происходит взаимодействие всех участников педагогического процесса, система взаимного сотрудничества на выявление и решение проблемных ситуаций.
    Функционирует Совет по профилактике. Акцент работы данного органа расставлен именно в вопросах результативности мероприятия. Социальным педагогом заводится карточка на учащегося, рассматриваемого на совете, в которой фиксируется пошаговая работа с ним.
    Происходит обеспечение летней занятости учеников, что в разы сокращает количество правонарушений с их стороны.
    Администрация, социально-педагогическая служба школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле.
     
    Гимназия осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ коррекции, включающих в себя информационно-просветительские услуги, оказание консультативной помощи родителям и детям, обеспечение педагогической и психологической поддержки семьям и детям, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение жестокого обращения с детьми, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, детских и подростковых суицидов, употребление психоактивных веществ.
    Реализуются планы по совместному взаимодействию с МО МВД России «Балашовский»
    Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевые игры, беседа- диалог, круглый стол, дискуссии, тренинги.
    Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно- оздоровительные праздники, месячник безопасности, месячники правовой грамотности.
    Самыми популярными формами работы  по  ЗОЖ  являются  круглые  столы
    «Здоровым быть модно!», традиционный турслет, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»
    Учащиеся школы (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
    Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
     
    В гимназии работает профилактическая комиссия, которая осуществляет:

    •    разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
    •    разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
    •    проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
    •    проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
    •    организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;
    •    защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции ООН по правам ребенка).

     1. Диагностическая деятельность

     — выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

     — изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

     — наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

     — определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

     —проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

     — определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

     — выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

     — изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

     — изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

     — определение мотивов поведения и общения;

     — учет состояния здоровья ребенка;

     — наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

     2. Индивидуально-коррекционная работа

     — индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

     — изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

     — ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

     — индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

     — создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

     — вовлечение учащихся в активную общественную работу;

     — ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

     — проведение тренингов общения;

     — проведение тренингов психологической разгрузки;

     — привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

     — индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

     3. Работа с семьей

     — изучение социального положения ребенка в семье;

     — выступление учителей на родительских собраниях;

     — посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

     — встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

     — индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

     —вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

      — привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

     — проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

     — привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

     — приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

    4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

     — сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

     —сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

     — сотрудничество с городским Центром детского творчества.

     5. Информационная, организационно-методическая деятельность

     — проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

     — взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

     — разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

     — разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

     — составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

     — разработка материалов в помощь классному руководителю;

    — составление психолого-педагогической характеристики класса;

     — организация выставок литературы, плакатов;

     — проведение социометрического исследования классов.

     6. Правовое просвещение учащихся

     — изучение и обсуждение Правил для учащихся;

     — изучение Закона «О правах ребенка»;

      — изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

     — организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

     — проведение месячника правовых знаний;

     — проведение тематических кинолекториев;

     — проведение диспутов, конференций.

    Программа правового воспитания «Правильный выбор»

    В гимназии функционирует программа правового воспитания школьников «Правильный выбор» (ссылка)

    Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
     

    Задачи:

    • Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
    • Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
    • Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
    • Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
    • Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

    Согласно данной программе вся работа запланирована по следующим направлениям:

    1. Методический модуль «Вместе ради детей» на 2024 – 2025 уч. год. 

    Цель: изменение негативных и формирование социально-значимых установок у подростков, имеющих конфликты с законом или условные сроки наказания, путем индивидуального социально-психологического сопровождения, а также воспитание ответственного родительства и соблюдение российского законодательства в отношении несовершеннолетних со стороны взрослых.

    1. План мероприятий антикоррупционной направленности на 2024 – 2025 уч. год (ссылка)
    2. План мероприятий по профилактике суицидального поведения учащихся на 2024 – 2025 уч. год (ссылка)
    3. План мероприятий по профилактике и предупреждению экстремистских проявлений среди учащихся на 2024 – 2025 уч. год (ссылка)
    4. План работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся на 2024 – 2025 уч. год (ссылка)
    5. План работы по половому воспитанию несовершеннолетних на 2024 – 2025 уч. год (ссылка)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie