Система работы гимназии по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Цели:
- предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся;
- социальная адаптация личности ребенка в обществе.
Задачи:
1. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
2. Формирование законопослушного поведения детей и подростков;
3. оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
4. Выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
5. профилактика раннего семейного неблагополучия.
Для реализации поставленных задач предполагается выполнение следующих функций:
Профилактическая функция.
- Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
- Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, обучающихся через групповую и индивидуальную работу;
- Учебные и практические формы работы (тренинги, семинары, круглые столы, родительские собрания, часы общения и т.п.) с обучающимися, родителями и педагогами.
Защитно-охранная функция.
- Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
- Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
- Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта (работа ШСП).
Организационная функция.
- Выявление детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации и информирование систем профилактики по данным случаям;
- Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ПДН и др. специалистов профилактики;
- Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
- Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями;
- Организация и проведение школьных мероприятий;
- Обеспечение мер социальной поддержки семей (бесплатное питание, обеспечение одеждой);
- Организация досуга и отдыха через связь с учреждениями дополнительного образования.
Профилактическая работа образовательного учреждения осуществляется под руководством администрации гимназии во взаимодействии с органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе следующих нормативных документов: Конвенции ООН, Конституции РФ, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФЗ № 124 от 24.07.1998", «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ от 24.09.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», плана работы ОУ, локальных актов ОУ, регламентирующих профилактическую работу (Устав гимназии, положение о школьной профилактической комиссии, положение о постановке обучающихся гимназии на внутришкольный учет, положение об учете неблагополучных семей, положение об общешкольном Совете родителей).
В системе профилактики деятельности гимназии можно выделить два направления:
-
Меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в мероприятия профилактической направленности. К подобным мероприятиям можно отнести тематические классные часы, проведение которых отслеживается администрацией школы, различные школьные акция, направленные на установку ЗОЖ и на воспитание правопослушной личности («Смени сигаретку на конфетку», выступление агитбригат, создание и расклеивание листовок, участие в районных и областных мероприятиях, конкурсы рисунков и др.), родительские лектории, тематические встречи со специалистами различной направленности не только с учениками, но и родителями, создание и работа отрядов ЮИД, ЮДП. Наряду с этим, в школе действует профилактическая программа «Правильный выбор». Занятия по этой программе проходят на классных часах, всеобучах, круглых столах и т.д. Данные занятия позволяют не только дать ребёнку необходимые знания, но и создают условия для самостоятельного выбора и принятия решения, обучают школьников культуре правовых отношений.
-
Меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними. Ведется и своевременно пополняется банк данных на выявленные семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке; неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей либо жестоко обращаются с ними.
Особое внимание в нашем учебном заведении уделяется работе с учащимися, состоящими на различных видах учета (КДН и ЗП, ОДН и ВШК.) Нужно отметить, что в процессе работы с данными несовершеннолетними в профилактических мероприятиях, так или иначе задействованы другие учащиеся.
Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета. Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним. В реализации плана принимает участие не только социальный педагог, но и классный руководитель, замдиректора по УВР, школьный педагог-психолог. Особую необходимость в работе с детьми «группы риска» мы видим в обеспечении занятости несовершеннолетних во внеурочное время. Мы анализируем занятость обучающихся «группы риска» в кружках, спортивных клубах, факультативах. Согласно школьной программе «Одаренные дети», стараемся приобщить трудных подростков к занятиям в дополнительном образовании. Таким образом, обеспечивается занятость учащихся «группы риска».
Немаловажная роль в работе с детьми отводится школьному педагогу- психологу и социальному педагогу.
Наша школа в рамках профилактических мероприятий большое внимание уделяет информационному сотрудничеству с социальными партнерами, выражающееся во встречах учащихся гимназии с представителями МВД, КДН и ЗП, представителями здравоохранения. В этом направлении отлажено работает система взаимодействия социальных органов.
В гимназии происходит взаимодействие всех участников педагогического процесса, система взаимного сотрудничества на выявление и решение проблемных ситуаций.
Функционирует Совет по профилактике. Акцент работы данного органа расставлен именно в вопросах результативности мероприятия. Социальным педагогом заводится карточка на учащегося, рассматриваемого на совете, в которой фиксируется пошаговая работа с ним.
Происходит обеспечение летней занятости учеников, что в разы сокращает количество правонарушений с их стороны.
Администрация, социально-педагогическая служба школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь отдыха дневного пребывания в первую очередь детей - сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных и асоциальных семей, а также детей "группы риска", находящихся на внутришкольном контроле.
Гимназия осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ коррекции, включающих в себя информационно-просветительские услуги, оказание консультативной помощи родителям и детям, обеспечение педагогической и психологической поддержки семьям и детям, пропаганду здорового образа жизни, предотвращение жестокого обращения с детьми, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, детских и подростковых суицидов, употребление психоактивных веществ.
Реализуются планы по совместному взаимодействию с МО МВД России «Балашовский»
Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через разнообразные по форме воспитательные мероприятия: ролевые игры, беседа- диалог, круглый стол, дискуссии, тренинги.
Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно- оздоровительные праздники, месячник безопасности, месячники правовой грамотности.
Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы
«Здоровым быть модно!», традиционный турслет, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»
Учащиеся школы (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.
В гимназии работает профилактическая комиссия, которая осуществляет:
• разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности;
• разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
• проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;
• проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
• организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;
• защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной конвенции ООН по правам ребенка).
1. Диагностическая деятельность
— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
— определение мотивов поведения и общения;
— учет состояния здоровья ребенка;
— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
2. Индивидуально-коррекционная работа
— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;
— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
— вовлечение учащихся в активную общественную работу;
— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
— проведение тренингов общения;
— проведение тренингов психологической разгрузки;
— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
3. Работа с семьей
— изучение социального положения ребенка в семье;
— выступление учителей на родительских собраниях;
— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);
— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
— сотрудничество с городским Центром детского творчества.
5. Информационная, организационно-методическая деятельность
— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
— разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;
— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;
— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;
— разработка материалов в помощь классному руководителю;
— составление психолого-педагогической характеристики класса;
— организация выставок литературы, плакатов;
— проведение социометрического исследования классов.
6. Правовое просвещение учащихся
— изучение и обсуждение Правил для учащихся;
— изучение Закона «О правах ребенка»;
— изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;
— организация встреч с работниками ОВД, ИДН;
— проведение месячника правовых знаний;
— проведение тематических кинолекториев;
— проведение диспутов, конференций.